Наталья Потапова. Российская история в школе: как менялись учебники истории от сталинских времен до наших дней
- О лекции
- Видео
17 мая в Сахаровском центре в рамках совместного цикла Фонда Егора Гайдара, Сахаровского центра и Комитета гражданских инициатив «Битвы памяти» состоялась лекция кандидата исторических наук, доцента факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге Натальи Потаповой, посвященная проблеме того, как российская история преподается в школах и как менялось ее представление в школьных учебниках со времен Сталина до наших дней.
Лектор обратила внимание на характерное для нашей страны имплицитное восприятие истории, когда на примерах из прошлого школьники получают представление о способах социализации и взаимодействии с государством. Она изучила идеологические импликации, артикулируемые во время уроков и в текстах учебников, и отметила доминирующий сейчас милитаристский нарратив. По мнению Потаповой, школьникам постоянно внушается мысль, что «война не там, где люди гибнут, а там, где они совершают подвиги» и что «война – это не страшно». Кроме того, в большинстве нынешних учебниках истории сквозной нитью проходит тезис о том, что наша страна всегда находилась во враждебном окружении.
Историк поделилась результатами своих полевых исследований, в которых она проанализировала проблемы изучения истории в современной школе. В ходе лекции Потапова отметила, что по сравнению с предыдущим десятилетием резко сократилось число школьников, выбирающих историю для сдачи выпускного экзамена. Затронула она проблему преподавания предмета после введения ЕГЭ, когда основные усилия учителей сосредоточены на том, чтобы учащиеся «хотя бы запомнили хронологию исторических событий». В ходе лекции и последующей дискуссии историк вместе с аудиторией провели анализ отдельных вопросов по ЕГЭ, которые парадоксальным образом освещают некоторые исторические сюжеты.